Фрилансер или удаленный работник?

Пятница, 10 Фев 2012 21:32

С ростом числа заказов и ситуаций, в которые мне приходится попадать, я все острее начинаю чувствовать моменты, когда вместо фрилансера я становлюсь «удаленным работником». Казалось бы, фрилансер = удаленный работник, и это выходит из определения. Но на практике это не совсем так. Фрилансер ведет свою деятельность ради свободы (ключевое здесь «фри» — свободный), а удаленный работник (ключевое раб — перевода не требует) — это чаще сотрудник на условной постоянке с месячной/почасовой ставкой или попроектной оплатой, которого ты в глаза не видишь, но которого можно дергать днем и ночью, т.к. ваше сотрудничество предполагает это и требует от него постоянно быть доступным онлайн. Не совсем понятно, потому расскажу на примерах.

Когда я чувствую себя фрилансером

Я получил на почту макет и краткие указания. Сделал работу. Сдал её. Тут же не отходя от кассы допилил некоторые моменты, получил остаток бабок, и мы распрощались. Дальше уже может быть только аналогичная новая работа с таким же сценарием, ну, или в худшем случае сценарий с «вечным должником» (О клиентах, для которых фрилансер – “вечный должник”) :) . В идеале в таком сотрудничестве нет никаких лишних моментов, вроде ожиданий чего-то и кого-то, мнений со стороны, которые заказчик уже после сдачи работы почему-то захочет учесть, каких-то сомнений, тяжким грузом ложащихся на твои плечи. Все быстро, четко и по делу, от получения заказа до получения всех бабок проходит условленный срок плюс максимум 1 день. Такую работу я люблю, именно она дает мне заниматься фрилансом с удовольствием, с ощущением свободы, по принципу «сдал, допилил и забыл».

Когда я чувствую себя удаленным работником

Начинается все так же. Но вот после сдачи проекта начинается длинная-длинная чреда таскания соплей по полу.

Заказчик: Александр, наш клиент заметил, что вместо буквы «Й» стоит буква «И» в макете.

Приехали... Оказывается, не вы — мой клиент, а ваш клиент — это мой клиент, а вы — это типа исполнитель моего клиента... И сейчас мы тут начнем водить долгий-долгий испорченный телефон и менять буквы в html-макете...

Заказчик: Александр, наш клиент спрашивает, почему у таких-то блоков нет вертикального скролла?

Я: потому что этих скроллов нет в макете

Заказчик: да, действительно, забыли дорисовать. Вы могли бы это доделать?

Я: конечно! Только объясните хотя бы в словах, что они там должны скролить

Через время

Заказчик: наш дизайнер дорисовал макет, выслали вам

Еще через время

Заказчик: Александр, наш клиент говорит, что будут еще правки, поэтому давайте отложим пока и сделаете все вместе уже.

И вот так ты сидишь и ждешь деньги за работу, которая была сдана на позавчера, и пока некий клиент разродится идей правок в макете, на котором изначально что-то забыли дорисовать, захочет в форму авторизации добавить в контакте вход с рюшечками или пострадать еще какой-то лабудой. И все это с обязательным искажением затем пройдет через проджект-менеджера, арт-директора и ту милую женщину, которая и ведет беседу непосредственно со мной.

А еще они попросят твой телефон, чтобы быть на связи «в рабочее время» (а какое оно у фрилансера? знает кто-нибудь?), и будут просить делать срочные правки, чтобы также срочно показывать их клиенту, пока тот не увез свое седалище на срочную деловую встречу, что, естественно, накладывает некие условные ограничения на вашу фриланс-свободу.

Вот в таких случаях фриланс перестает быть тем фрилансом в удовольствие, а становится удаленной работой... С парой простых отличий — никакой ставки у тебя нет, и от момента получения заказа до получения бабок проходит условленный срок плюс неопределенное и условно лимитированное хотелкой конечного клиента количество времени.

Такое происходит в основном при сотрудничестве с конторами, где в штате 5+ человек, и у которых средний чек на проект выливается в приличную сумму. Работая с такими конторами довольно важно не забыть умножить стандартную стоимость работы на какой-нибудь коэффициент от 1.5 до 2. Конторе в конечном итоге все равно, т.к. эта надбавка ляжет на клиента, а вам эти деньги компенсируют время и нервы на таскание соплей по полу.

Рекомендую учиться отличать фриланс от удаленной работы и задать себе определенный коэффициент цены для второго рода деятельности, чтобы это занятие оставалось для вас таким же приятным, как и фриланс.

http://blogto4ka.ru

RSS комментариев

5 комментариев Комментировать

  1. Александра пишет:

    10 Фев 2012 в 22:18 Reply to this comment

    1

    Вариант 1 — идеал, вариант 2 — мне почти не встречался, гораздо более часто попадаются промежуточнве варианты — сделаешь работу, клиент деньгм заплатит, потом в течении месяца еще приходится ему разные правки делать, потому что в изначальном тех.задании он это не учел — раздражает; или начинают лезть с дополнительными проектами или вовсе предлагать, нет, скорее навязывать! удаленную работу со ставкой — тоже бесит. Наверное, надо научиться в самом начале договариваться, что после сдачи ТЗ — никаких правок не будет (видела — у некоторых фрилансеров такое условие есть) и говорит спокойное «нет» на навязчивые предложения работы за копейки.

  2. nikolas_ sharp пишет:

    10 Фев 2012 в 23:54 Reply to this comment

    2

    @Александра, именно! Для этого можно практиковать, например, схему: 30% предоплаты и 100% оплата на 80% готовности работы, естественно, при наличие у вас твердой репутации в своем деле. Клиент здесь уже не будет нести никаких рисков, ведь ваша репутация да и просто здравый смысл подсказывают, что работа будет доведена до конца. А вы в таком случае всегда сможете сказать «стоп» в тот момент, когда посчитаете нужным, и клиент при этом не сможет очернить вашу репутацию, мол, вы ему что-то там не доделали, т.к. у вас на руках будут и ТЗ и выполненная на 100% в соответствие с ним работа, и деньги. В общем, для фрилансера весьма удобный вариант. Было бы достаточно репутации в виде полноценного портфолио и отзывов для этого. Сам еще не пробовал, но с некоторыми особо вредными клиентами скорей всего начну такое практиковать. Ведь иначе казалось бы приятная и, главное, свободная работа превращается в тот же офисный ад, только у себя дома...

    Другое дело, что ни один проект, конечно же, не бывает изначально идеально спланирован, и правки возникают всегда, и часто отказ выполнить мелочь для постоянного клиента будет выглядеть весьма грубо. Именно поэтому я рекомендую всегда возникшую в голове сумму умножать на коэффициент вплоть до 2х, учитывая эти самые правки и уровень назойливости самого клиента, который нужно учиться определять при первом же контакте.

  3. Elyshev пишет:

    11 Фев 2012 в 19:35 Reply to this comment

    3

    Все решается гибким прейскурантом на доп. услуги. Все что после 3х дней сдачи облагается наличкой сверху, если конечно это не твой явный косяк, за который самому стыдно)

  4. Дучч пишет:

    11 Фев 2012 в 22:52 Reply to this comment

    4

    С одной стороны- надо быть более жестким, «нет» и все. С другой — возможность «допилить», «докопаться» или «договориться» и дает работу фрилансерам, а не только конторам, не находите? Это же своего рода сервис. Не нравится? Ну так в чем дело, объяв полно, возьмут в контору и там будут четкие задания с регламентированным временем и кофе... Неадекваты всех достают, понимаю, но не стОит так сильно бузить на заказчика. Где не прав?

  5. nikolas_ sharp пишет:

    11 Фев 2012 в 23:48 Reply to this comment

    5

    @Elyshev, ну, а если как у меня в статье? То есть они на 3 дня взяли передышку на «оценить работу». Мне им тоже сказать, бабки давайте и дальше все по доп. прейскуранту? И хотя такое и уникальная редкость, но я про себя тоже всегда допускаю, что с чем-то в верстке мог напутать или недопонять или попросту человеческую ошибку допустить. Но меня лично даже такое ожидание все равно напрягает и удовольствия не приносит. Фриланс в удовольствие — это когда работа сдается и дорабатывается не отходя от кассы.

    @Дучч, ну, а кто бузит-то? :) Я рисую реалии, демонстрируя тонкую грунь между фрилансом ради свободы и тем моментом, когда он превращается в неприятную удаленную работу. Естественно, все мои клиенты всегда остаются довольными, и в заключение я же и привел собственный способ справляться с «удаленной работой» — завышенная в 1.5-2 раза цена по сравнению с быстрым фриланс-заказом. Разве можно сказать, что я на кого-то при этом бузил? :) Негатива к моим клиентам у меня нет и быть не может, это не профессионально. Есть только разная вилка цен в зависимости от типа клиента и свои подходы, как его определять. Никакой бузины! :)

Оставьте свой комментарий о материале
(Комментарии со ссылками попадают на модерацию. Остальные не попадают, но я могу удалять те, которые посчитаю бесполезными, не несущими смысловой нагрузки)